Главная Базовая профессиональная образовательная организация Об обучении инвалидов и лиц с овз в ГПОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»

Об обучении инвалидов и лиц с овз в ГПОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ

1.1. В ГПОУ «ЗабТПТиС» функционирует структурное подразделение: учебная часть, в функции которой входит организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает:
- профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, абитуриентами;
- сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- социокультурную реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения,
- содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
- развитие безбарьерной среды в техникуме и др.
1.2. Локальные нормативные акты техникума («Правила приема ГПОУ «ЗабТПТиС» для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования», «Положение о приемной комиссии ГПОУ «ЗабТПТиС»», «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов ГПОУ «ЗабТПТиС»», «Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в ГПОУ «ЗабТПТиС»», «Правила внутреннего распорядка», и др.) содержат нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
1.3. С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в техникуме организован сбор сведений о данных лицах и обеспечивается их систематический учет на этапах их поступления в техникум, обучения, трудоустройства.
Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, социальная служба техникума, а также специализированный учет, осуществляемый техникумом. Основой учета являются общие сведения об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения.
Сбор указанных сведений проводится по получении согласия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.

2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Техникум располагает необходимым кадровым обеспечением для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Работа социальных педагогов с данной категорией лиц заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Заместитель директора по УВР, кураторы, мастера производственного обучения, социальные педагоги осуществляют социальную защиту, выявляют потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяют направления помощи в адаптации и социализации, участвуют в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся в государственных органах и органах местного самоуправления.
2.2. Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации проходит на семинарах, в процессе повышения квалификации и переподготовки по осуществлению инклюзивного образования.
Педагогические работники знакомятся с психолого - физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывают их при организации образовательного процесса.

3. РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в техникуме способствует их осознанному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор профессий, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы в техникуме являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями.
3.2 Обеспечение информационной открытости техникума для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
На сайте техникума в сети Интернет создан специальный раздел, отражающий наличие в техникуме специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека; виды и формы сопровождения обучения; наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных и профессиональных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ТЕХНИКУМА И БЕЗОПАСНОГО В НИХ НАХОЖДЕНИЯ.

4.1. Обеспечение доступности прилегающей к техникуму территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека.
Техникум – участник целевой государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», региональной программы обеспечения обучения инвалидов «Доступная среда». В техникуме создана безбарьерная среда, которая учитывает потребность лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вся территория техникума соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учебных корпусах и общежитии есть вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.  
4.2. Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания соответствуют нормативным требованиям к путям эвакуации людей из здания.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1.Учебные аудитории оборудованы компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор).
Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

6. АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

6.1. Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в техникуме, адаптированы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
6.2. Методы обучения, осуществляемые техникумом, предусматривают доступность для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В каждом отдельном случае выбор методов обучения обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д.
В образовательном процессе техникума используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
6.3. В техникуме реализуется обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебно-методических материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в частности, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально.
6.4. Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется с учетом требований их доступности.
При определении мест прохождения производственной (практики по профилю профессии, преддипломной практики) обучающимся, имеющим инвалидность, техникум учитывает рекомендации, данные по результатам медико - социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
6.5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся в техникуме созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Формы и особенности проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
6.6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Обучающимся с ограниченными возможностями инвалидам в техникуме предоставляется возможность обучения по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей данной категории обучающихся.
6.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляются в техникуме во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с планом мероприятий по содействию трудоустройству.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
Таким образом, подготовка выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству является этапом социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

7. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

7.1. В техникуме осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей и др.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
7.2. Освоение студентами дисциплины «Физическая культура».
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов техникум устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физической культурой в спортивных, тренажерных залах и на открытом воздухе, в процессе изучения учебных дисциплин «Физическая культура», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» изучаются темы, посвященные поддержанию здоровья и здоровому образу жизни.
7.3. Создание в техникуме толерантной социокультурной среды обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
В техникуме сформирована профессиональная и социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
7.4. Наличие медпункта в техникуме.
Наличие медпункта в техникуме необходимо для оказания первой медицинской помощи; оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.




Воспитательная работа

Воспитательная
работа

Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.

Наши достижения

Наши достижения

Награды студентов ГПОУ ЗабТПТиС, победы в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах.

Материальная база

Материальная база

В целях повышения качества подготовки специалистов большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы техникума.

Трудоустройство выпускников

Трудоустройство
выпускников

Электронная биржа труда, база работодателей и практик, мастер-классы от работодателей и ярмарки вакансий.